Почему вам нужен репетитор

Только не думайте, что я сейчас начну убеждать вас в том, что вам обязательно нужен репетитор, и в том, что вы должны обратиться непременно ко мне.

(Хотя вы можете обратиться ко мне, если вам это действительно нужно).

Нет, речь пойдет о том, почему мы вообще сталкиваемся с необходимостью обращаться за какими-то дополнительными образовательными услугами.

Ответ напрашивается сам собой: всё дело в низком качестве образовательных услуг, доступных большинству населения в обычных общеобразовательных школах. (Я говорю сейчас именно о школах, потому что за услугами репетиторов обращаются в основном именно школьники и школьницы). Однако, выражение «низкое качество образовательных услуг» практически ни о чём конкретно не говорит, оно слишком общее. Поэтому давайте попытаемся найти какие-то конкретные причины.

Одна из причин, которая мне кажется наиболее важной – это огромные классы. И я говорю сейчас не о размере учебных помещений, а о количестве учащихся в одном коллективе. В одном классе может быть больше тридцати человек. Разумеется, каждый урок в классе проводит только один учитель, независимо от количества учащихся. Может ли один учитель за 45 минут дать хотя бы что-то каждому и каждой из обучающихся? По этому поводу, конечно, можно спорить, но я считаю, что нет.

В каждом классе, если только он не собирался тщательно и кропотливо, обязательно будут сильные и слабые ученики и ученицы. На кого будет ориентироваться учитель? Если на сильных, то слабые станут еще слабее. Если на слабых, то таланты сильных не получат должного развития. Поэтому учителям остается только придерживаться некоего среднего уровня, к которому, вроде бы, нужно привести всех.

К сожалению, эта идея, в которой есть какое-то здравое зерно, таким образом не работает, и мы видим ту же самую картину: слабые ученики и ученицы остаются слабыми, сильные же остаются недовольны уровнем преподавания, а при невысокой мотивации их собственный уровень будет, конечно, снижаться.

Это можно сравнить с поливанием фруктового сада. Допустим, у вас есть сад, деревья в котором растут на некотором расстоянии друг от друга, и ограниченное количество воды. Если вы равномерно распрыскаете эту воду по саду, то каждое дерево, конечно, получит небольшое количество воды, дай бог, не засохнет; но большая часть воды попадет на газон. (Газон, конечно, тоже надо поливать, но мы сейчас говорим не об этом).

Но если вы нальете воду в лейку, и обойдёте с этой лейкой все деревья, и каждое дерево польёте адресно, то такой полив будет гораздо более эффективным.

Конечно, чем больше учащихся в классе, тем более равномерно учителю приходится распрыскивать условные «знания», и тем менее эффективным становится такое обучение. С этой точки зрения занятия с репетитором, безусловно, выглядят очень выигрышно: ведь репетитор всё своё время на занятии посвящает только одному ученику, и может подстроиться под его или её индивидуальные особенности.

Вторая важнейшая проблема, приводящая к снижению общего качества образования, мне видится в устаревании учебных материалов. Не учебных программ и образовательных стандартов – наше замечательное министерство образования и науки, а ныне министерство просвещения, строго бдит за тем, чтобы образовательные программы были современными и регулярно обновлялись, нет, я говорю о том, что школьники и школьницы видят сами, что они держат в руках, что они читают.

Здесь я должен сделать важное уточнение. Я физик, и я занимаюсь преподаванием только физики. Поэтому я, конечно, могу говорить об учебниках и других учебных материалах только по физике. Возможно, в других дисциплинах дела обстоят лучше, хотя, честно говоря, я в этом сомневаюсь.

Итак, проблема заключается в том, что многие учебники (не буду говорить обо всех), с которыми учащиеся непосредственно имеют дело, устарели. Несмотря на то, что их тексты, разумеется, многократно дорабатывались, эти доработки, на мой взгляд, были направлены только на то, чтобы привести учебник в соответствие с постоянно изменяющимися образовательными стандартами. О том, чтобы учебник стал понятнее и интереснее, никто особо не задумывался. В результате популярные учебники, которые за время своей популярности выдержали много доработок и переизданий, сегодня в значительной степени просто повторяют сами себя двадцати-тридцатилетней давности; это касается и общего подхода к изучению физики, и логики изложения, и даже визуальных материалов. Ну а учителя в результате тоже предпочитают ходить по давно протоптанной дорожке.

Итак, на мой взгляд, это две главные причины, результатом которых является низкое качество школьного образования, уточню, в области физики. Мои ученики и ученицы и их родители, обращаясь ко мне, часто называют другие причины, в частности, то, что в школе «слабый учитель». Я не стал много говорить об этом, потому что, во-первых, у всех очень разное понимание этой «слабости», а во-вторых, низкая квалификация некоторых учителей сама по себе является следствием чего-то ещё, каких-то ещё более глубоких проблем, о которых тоже можно долго и интересно разговаривать. С другой стороны, даже эта низкая квалификация может быть серьезно скомпенсирована хорошими учебными материалами и здравым подходом к организации обучения.

Login Form


Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u0655779/data/www/vkuznecov.ru/plugins/system/helix3/core/classes/Minifier.php on line 227
Free Joomla! templates by AgeThemes